И.П. Рожевецкий: Одежда

0
649

Заметно, что бывшая прежде в обиходе одежда, в настоящее время совершенно вышла из моды: так, например, нет бывших в старину в большом распространении белых бараньих тулупов и крытых сукном кожухов, исчезли носившиеся почетными мещанами, цеховыми и торговцами длиннополые до пяток  (сукна не жалели) суконные или нанковые сюртуки и мужские из тонкого сукна халаты с широчайшими полами и воротником. Такие халаты, предназначаясь для летнего сезона, надевались в торжественных случаях: на Пасху, на храм, в церковь, в гости и т.д., а теперь они, кажется, заменены пальтами и ченарками.

Женский  городской элемент одевался в те поры также чрезвычайно просто; в юбки из традиционных синих цветов недорогих ситцев, черкасиновые или другие дешевой материи кофты. Верхней летней праздничной одежей для женщин и девушек являлись кумачовые синие с густыми на спине складками халаты с пелеринкой на шее и пришитыми к полам халата разноцветными яркими лентами, а кто богаче и состоятельнее, те такого фасона халаты шили шелковые  и с более изящной отделкой, головным же убором для женщин (повязкой) и девиц служили простые или шелковые платки. Замечательно, что только что названные женские халаты, как и мужские, совершенно исчезли и редчайший какой-нибудь экземпляр его найден разве в скрыне какой-то чтящей старину ветхозаветной «бабусі».

60 лет назад резиновых калош в производстве не было, правда были калоши но только кожаные и носили их офицера, чиновники и купечество, причем работа их в отношении красоты и изящества доведена была до замечательного совершенства. Но с появлением на рынке резины производство кожаных калош прекратилось. Вообще, в старину, лебединские  граждане, даже состоятельные, одевались просто.

Также просто и без франтовства и молодежь одевалась, а теперь!.. Выйдите в праздничный день на лебединский проспект – Сумскую – перед Вами море «барышень» и «кавалеров» и все это расфранчено и элегантно разодето. Как видим, внешняя культура налицо. Надо теперь направить и стремление к тому, чтобы внешней культуре соответствовала и культура внутренняя, в смысле, конечно, смягчения и облагорожения нравов.

А еще проще была жизнь в деревне, где в начале 1860-х гг., то есть в близкое к крепостному праву время, когда мануфактура по дороговизне недоступна оказывалась для крестьянства, – сырьевой для одежи материал имелся почти в каждом хозяйстве, так «сіряк» и «свитку» шили из вяленого на мельнице из собственной шерсти сукна, «кожух» – из домашних овчин, «штаны вибийкови» и сорочки из своего холста. Даже жинки и молодицы, несмотря на свойственную им наклонность к нарядам, одевались по старине  и в будни носили «дерги», а в праздники «плахты» и «запаски». Я точно помню то время (1859-1865), когда женщины окружающих Лебедин сел исключительно одевали дерги и плахты, а теперь эту часть женского туалета не найдешь с огнем. Таким образом, в старину крестьянство одевалось в продукцию собственного хозяйства и с успехом обходилось без фабричной мануфактуры, и если последнюю и покупали, то в виде недорогих синих кумачовых ситцев, «хусток» головных больших и «хусточек» маленьких для перевязки рук «бояр» на свадьбе, поясов, лент (стежки) и т. п. Отмечу еще, что в старину молодые женщины и девицы носили «червоні чоботи» т. е. с голенищами из красного сафьяна, а теперь такой обуви что-то не видно.

Продолжение далее…

«И.П. Рожевецкий «Материалы к истории г. Лебедина (Лебедин в 1860 – е годы)», 1929 год, составитель А.Парамонов, Харьковский частный музей город ской усадьбы, Харьков, 2007

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Будь ласка, введіть ваш коментар!
Будь ласка, введіть ваше ім'я тут