Припоминая, как в 1850-60 – х гг. воспетые ещё в 1820-х гг. Пушкиным бессарабские кочующие цыгане, с ежегодным наступлением весны бросали насиженные в Бессарабии кочевки и, привязав к наполненным всяким походным скарбом кибиткам – ручных медведей, и с дюжиною семейной челяди, – целыми таборами двигались на левобережную Украину для забавы селян разными медвежьими плясками и фокусами, не забывая получения от этого искусства и «доброго» заработка.
Въехав в село, каждая кибитка, составлявшая семью, занимала отдельный от другой кибитки район села или ряд улиц и приступала к делу: глава кибитки и вожак медведя, отвязав медведя и взяв его на день с длинной толстой палкой в руке, последовательно обходил каждый двор, предлагая медицинские услуги тому, кто болен головой и ломотой костей. И если находились такие страдальцы, у которых болел поперек или спина, то они должны были по указанию цыгана ложиться в той или другой позе на землю, после чего медведь взбирался на спину стонавшего и медленно, мягко топтался до условного приказа «хозяина».
Существовало среди крестьян поверье, что если у кого погиб от падежа скот, то для предупреждения такого народного бедствия необходимо было вести медведя в загороду и затем попотчевать зверя и его вожака в кабаке водкой. Для этого водили его в шинок, заводили за стол, рядом садился вожак и угощенье начиналось с того, что перед цыганом ставилась «пляшка» с полквартой водки, причем медведю доставалось не больше старинной шинкарской «восьмушки», а остальная водка шла на потребу его «хозяина». Выбравшись с шинка на улицу и будучи после выпивки навеселе, цыган, подняв вверх кий и обращаясь к медведю с свойственным этому племени вызовом вопил: «Анну, Михайло Потапович, потанцюй, як молоди хлопци танцюють!». Тут медведь начинал реветь и танцевать на задних лапах. Или: «Анну, Михайло Потапович, покажи, как молодиця в зеркало дивиця, та чоловика обманюе, а любовника пригортае!» и т.д.
Таким образом, в то время, как глава кибитки, ходя по Лебедину в сопровождении огромной толпы зрителей из двора в двор, промышлял заработок с Мишей, оставшиеся в кибитке цыганы тоже не теряли времени даром. И видно было как «молодицы и дивчата» заинтересованный гаданьем цыганок об ожидающей их будущности, с приподнятым настроением стремились к заветным кибиткам, неся ворожкам полотно, муку, яйца и т.п деревенские продукты. Эти цыганские наезды вносили большое разнообразие и оживление в обыденную деревенскую жизнь. Выпадали такие гастроли на Троицкие праздники, когда обыватели деревни, не занятые полевыми работами или уборкой трав, располагали временем, позволяли и старому и малому наглядеться на «чудных людей и зверей».
Правом таких наездов на Украину цыгане пользовались до 1866 г., а с этого года гастроли эти правительство запретило.
Продолжение далее…
«И.П. Рожевецкий «Материалы к истории г. Лебедина (Лебедин в 1860 – е годы)», 1929 год, составитель А.Парамонов, Харьковский частный музей город ской усадьбы, Харьков, 2007