Тайны Юлии Бразоль: кушак гетмана Заславского

0
1801

Осенним октябрьским днем 2013 года судьба занесла меня в Лебедин Сумской области, а именно – в Художественный музей, где я впервые услышала о Юлии Бразоль. Сам музей в маленьком провинциальном украинском городке поражает своей коллекцией, основой которой стали конфискованные в 1919 году у репрессированных местных помещиков экспонаты: картины, скульптура, мебель, фарфор – в общем все, что удалось спасти от пожаров и разграбления жаждущих разрушения мира насилия трудящихся масс, ведомых большевиками к светлому будущему. И все это удалось сберечь, не взирая на революции и войны.

Экскурсию по музею вел удивительный человек – Ювеналий Владимирович Голод. Это был Хранитель Времени, и я не имела права упустить шанс. Поводом для начала разговора послужила скульптура обнаженной женской фигуры в стиле Родена – я удивленно спросила об авторе. И тогда Ювеналий с радостью поведал краткую историю автора этой скульптуры – Юлии Бразоль. В зале экспонировалось несколько работ этой малоизвестной художницы: красный кленовый лист как простреленное и истекающее кровью сердце, пейзаж с видом Иерусалимского лабиринта улочек…

И почему-то образ художницы запечатлелся в моем сознании как антипод Анны Карениной: она бросила мужа с двумя сыновьями и связала свою судьбу с офицером морского флота, но свет ее не осудил, а выбранный жизненный путь открыл широчайшие перспективы для реализации талантов эмансипе. После знакомства в Лебединском музее мне приснился сон-балет, который я записала в формате пьесы и назвала ее «Лебединое озеро». Однако образ Юлии Бразоль не оставлял меня и с каждым годом становился все более загадочным. Я должна была разобраться с легендами об этой художнице. И как всегда, я отправилась на поиски истины в Интернет.

Следзинский В.О. “Портрет Юлии Бразоль” (1881)

Время и место рождения Юлии можно очертить неким размытым пространственно-временным ареалом. Считается, что Юлия родилась в 1856 году в семье лебединского помещика Николая Добросельского, а умерла или даже погибла в Лебедине в страшном 1919 году, хотя оптимистически настроенные лебединские краеведы утверждают, что она могла успеть эмигрировать вместе со своим вторым мужем Александром Леонтьевым, прихватив с собой свои картины и коллекцию произведений искусства. О детских годах исследователи жизни и творчества художницы упорно умалчивают, а посему позволю себе очертить этот период стандартной фразой: детство Юлии прошло на лоне великолепной украинской природы в кругу любящей семьи. Были ли у нее братья и сестры, неизвестно, да и о родителях информации практически нет. Отец упоминается в «Малороссийском родословнике» В.Модзалевского, где указано, что Юлия Николаевна Добросельская, дочь помещика из Лебединского уезда, была женой Льва Евгеньевича Бразоля, из чего заключаем, что девичья фамилия Юлии – Добросельская, а ее отец – Николай Добросельский, помещик из Лебединского уезда.

Но была еще одна фамилия – Заславская.

В Лебединском художественном музее хранятся две работы известного польского художника Викентия Слендзинского (1838–1909), которого в наши края занесла его политическая позиция борца за независимость Польши. Польский живописец и пианист был сыном художника Александра Слендзинского, а его сын Людомир тоже стал художником. В 1993 году в Белостоке был открыт Музей имени Слендзинских, где хранятся работы этих художников. Несколько работ В.Слендзинского хранится в Литовском Национальном музее искусств в  Вильнюсе.

Но как Викентий Слендзинский оказался в наших краях? Как рассказывает Википедия, он был арестован за участие в польском восстании 1863 года. Его соратники Болеслав Колыска, художник родом из Ковенского уезда, был приговорен к смертной казни, Юлиан Черновский был отправлен на 12 лет на каторгу, а с Фердинандом Боричевским (студентом Московской медицинской Академии) Викентий Слендзинский 19 ноября 1863 был отдан под суд и приговорен к ссылке в Княгинино Нижегородской губернии под строгим надзором полиции, куда они отправились 9 января 1864 года. В 1867 году российские власти дали разрешение Слендзинскому на пребывание в Харькове, где художник пробыл до 1872 года. В 1875 году он снова был отправлен в Харьков и лишь в 1883 году вернулся в Вильно, благодаря имперской амнистии. Все эти годы художник зарабатывал на жизнь писанием портретов. Два из таких портетов (Юлии Бразоль и М.И.Добросельской) хранятся в Лебединском художественном музее, они были написаны В.Слендзинским в 1881 году в селе Михайловка Лебединского уезда. Здесь было имение Капнистов, а Добросельские владели хутором Марусин, о чем пишет краевед Александр Серый (без ссылки на первоисточники информации): «Добросельські проживали в Лебедині, мали земельні володіння в селі Михайлівка, де пізніше доживала віку мати Юлії Марія Гнатівна на хуторі Марусин, що достався Юлії в спадок після смерті батька».

Следзинский В.О. “Портрет Марии Добросельской” (1881)

Юлия Бразоль хранила свой портрет всю жизнь. Польский художник создал удивительно теплый образ милой, но грустной девушки, видимо, недавно вышедшей замуж и размышляющей о своем грядущем. На втором портрете художник изобразил женщину в летах – Марию Игнатьевну Добросельскую, урожденную Заславскую, как указано на обратной стороне портрета. Предполагают, что это мать Юлии – Мария Игнатьевна Заславская, в замужестве Добросельская. Сама же Юлия одну из своих работ подписала «Юлия Бразоль Заславская», а в каталоге ее персональной выставки 1910 года за номером 251 значится «кушак гетмана Заславского».

  Герб княжеского рода Заславских

Княжеский род Заславских был довольно известным и могучим родом в  XV–XVII веках на территории Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, а владения эти князья имели на территории нынешней Украины. К этому роду принадлежал и Владислав Доминик Заславский-Острожский, который воевал против Богдана Хмельницкого и получил от него прозвище «Перина» за свою пышнотелость, вписавшись таким образом в историю Украины. Это был влиятельный польский князь с длинным шлейфом званий (князь, граф, ординат, коронный конюший, староста, а также гетман), любитель искусств, в том числе и кулинарного («Харчові витрати на дворі князя становили 700 золотих на тиждень. Протягом семи днів споживалося поміж іншого 5 волів, 10 телят, 15 баранів, 20 поросят i 50 курчат»). В 1649 году в Старом селе Заславский начал строительство нового грандиозного замка, которое завершилось в 1654 году. Здесь 5 апреля 1656 года Доминик Заславский умер. После себя он оставил долгов на сумму 1 450 000 злотых.

Стробель Б. “Портрет Владислава Доминика Заславского-Острожского” (1635)

В 1648 году гетман Заславский принимал участие в битве с войском Богдана Хмельницкого под Пилявцами на стороне поляков. Польская армия потерпела сокрушительное поражение, и триумвират польских командующих решил героически отступать. Гетманы поспешили первыми покинуть лагерь. Организованное отступление довольно быстро превратилось в беспорядочное бегство, поляки бросали раненых и больных, отдав все добро во владение своим хлопам. В руки победителей попала вся артиллерия (около 100 орудий), обоз и личные вещи гетманов, в том числе и Заславского, среди которых часто упоминается его гетманская булава. А кушак? Видимо кушак князь вынес с поля боя на себе. Какой он был? Кружевной, как на портрете Доминика Заславского работы художника Бартоломея Стробеля? Увы, ответа нет, а кушак из коллекции Юлии Добросельской-Заславской утерян.

©Наталия Коган, журналист, писатель, г. Харьков

Тайна Юлии Бразоль: шпионская версия

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Будь ласка, введіть ваш коментар!
Будь ласка, введіть ваше ім'я тут