История создания книги-альбома о Лебединском художественном музее им. Бориса Руднева
О самом музее мы писали не один раз, и довольно подробно. Но появилась причина вспомнить о нем совсем с другой точки зрения. Потому что о собрании Лебединского художественного музея вышла иллюстрированная книга. Совсем небольшим тиражом, но это не музейный каталог, а именно книга, которая сама по себе является произведением искусства. «Лебединський міський художній музей ім. Б.К. Руднєва 1918-2018. Сто років історії» — таково название этого уникального издания. В его подготовке участвовали сотрудники музея, о финансах позаботился горсовет, собственно изданием занимался издательский дом «Эллада».
Но это так, вкратце, а подробнее об истории появления этой книги нам рассказал директор музея Андрей ГЕЛЬМИНТИНОВ. Он подчеркнул, что к столетию музея, которое отмечали в 2018 г., не было выпущено ни одного солидного издания, содержащего полное описание коллекции, ничего такого, что могло бы привлечь посетителей с этим уникально богатым собранием. О коллекции музея мы писали не раз: это удивительные экспонаты, собранные и сбереженные в райцентре стараниями первого директора и бесконечного энтузиаста Бориса РУДНЕВА, которого можно назвать лебединским Никанором Онацким. Благодаря таким людям и возникают подобные очаги культуры, например в Лебедине, маленьком городе, который мог бы ничего подобного не иметь.
Но ближе к истории книги. К 100-летию музея литературы о нем было немного. Публиковались отдельные статьи, к 75-летию издали набор открыток, к 90-летию — небольшой буклет. И вот захотелось сделать нечто значительное, тем более, что было кому написать статьи, было что сфотографировать и показать интересующимся людям. Получился не альбом в его классическом виде, а иллюстрированное издание, снабженное большими статьями и множеством фотографий.
Андрей Гельминтинов говорил, что сначала замахнулись описать сто самых значительных экспонатов, но потом по причине недостатка финансов ограничились шестьюдесятью. Книга-альбом содержит не только фотографии и краткие описания, но и статьи, которые рассказывают историю создания шедевров, вообще их судьбу, отмечая художественные особенности. Написаны статьи профессионально, но есть еще нечто кроме профессионализма — любовь к предмету, увлеченность темой.
Авторы этих замечательных текстов: Андрей Гельминтинов, нынешний директор музея, Алла ПОДВЕСЬКО, научный сотрудник, Ювеналий ГОЛОД, старейший сотрудник, бывший директор, проработавший в музее 40 лет. Одну статью написал Андрей РУДЬ, бывший хранитель фондов. Авторов назвали, теперь расскажем о самой современной проблеме — финансовой. Книга обошлась в 38 тыс. грн., директор говорит: «Для провинциального музея что 38 тыс., что 380 — суммы нереальные, такие, что представить себе невозможно». Но получилось так, что проблемой проникся Лебединский горсовет и требуемая сумма была выделена из городского бюджета.
Можно сказать, что каждый житель города, платящий налоги, поучаствовал в издании книги. Хоть копейкой. Ну и последнее, о чем заговорил директор музея, — для чего издана книга. Естественно, не для того, чтобы поздравить самих себя с юбилеем. Ознакомить читателей хотя бы с некоторыми экспонатами, заинтересовать людей, пригласить их к себе. Тираж небольшой — 100 экземпляров. Книгу можно прочитать в читальных залах библиотек Сум и Лебедиина, но лучше посетить музей. Если будете в Лебедине хотя бы проездом, зайдите, посмотрите на его коллекцию.
Адрес
Лебедин, площадь Воли, 17. Тел. (05445) — 2-18-81 . Время работы: вт. — пт. С 8.00 до 17. 15; в субботу — до 16.00. Выходные — воскресенье и понедельник.
От автора
Дружу с Лебединским городским художественным музеем давно. Как журналист и просто по-человечески. Когда приехал туда впервые, меня встретил Ювеналий Голод, один из старейших сотрудников, как я уже говорил. Осматривая залы и слушая комментарии, я постепенно ощутил атмосферу этого места. История с биографией у музея не просто детективные, а эпические, можно сказать. Нельзя не думать о его основателе, деятельном и мужественном Борисе Рудневе, имя которого музей теперь носит. С техническим образованием человек, а вот жизнь посвятил сбору и сохранению культурных ценностей. В смутные 1917-1918 годы начал собирать, и вот 20 ноября 1918 г. — первая выставка украинской старины. Пока только старины, а произведения искусства Руднев собирал и берег всю свою жизнь. Много экспонатов были вывезены, считай спасены, из усадьбы Капнистов, которые сами увлекались коллекционированием. Но в то бурное время все могло быть уничтожено и разграблено, если бы не Борис Кузьмич Руднев. Музей открыли, и он работал даже в оккупацию. В период между уходом Красной Армии и приходом вермахта Руднев переселился в помещение музея, чтобы надежнее охранять его от местных мародеров. Немцы, как ни странно, ничего не вывезли и не уничтожили. А Руднев за то, что музей был открыт при оккупантах, естественно, никакого «спасибо» потом не получил. Зато коллекция сохранилась. Вот теперь музей прожил уже 100 лет, что не каждому подобному учреждению дано — не Лувр и не Эрмитаж все-таки. Зато жизнь здесь идет не по-музейному бурная и яркая. К своему 100-летию, например, музей открыл выставку, посвященную Давиду Бурлюку. Своих экспонатов — один авторский экслибрис, но помогли сотрудники музея в недалекой Семиротовке. С ней и с Лебедином у Бурлюка связан огромный пласт жизни, хотя потом судьба поносила его по миру, но молодые годы здесь. А когда мы встречались с работниками музея в этом году, накануне Международного дня музеев, здесь уже была готова выставка молодого сумского художника Владимира Ильченко. Он художник ироничный, иногда агрессивный, иногда лиричный, но, безусловно, интересный. Вспоминаю об этих выставках, чтобы подчеркнуть, что в музее не просто пылятся старые экспонаты, — здесь всегда происходит что-то живое, интересное. Музей хочет жить и радовать людей.
©Алексей Сикорский
Панорама № 26-2019