Тайны Юлии Бразоль: ветер странствий

0
1965

Когда в жизни Юлии возник капитан 1-го ранга Александр Александрович Леонтьев? О нем практически ничего не известно, кроме того, что он имел в Лебединском уезде село Рябушки. Вот например, о Льве Бразоле информации более чем достаточно. Известно, что после разрыва с Юлией он продолжал свою деятельность на поприще гомеопатии не взирая на разрыв с официальной медициной, в 1911 году он снова побывал на конгрессе в Лондоне и в этом же году был назначен главврачом гомеопатической больницы в Санкт-Петербурге.

Лев Бразоль на виду и даже сегодня его зачастую называют основателем гомеопатии в России. А о новом спутнике жизни Юлии Бразоль мы не знаем практически ничего. Существует версия, что именно со вторым мужем Юлия много путешествовала, о чем свидетельствуют ее картины. Можно ли считать ее картины документальными свидетельствами второго замужества художницы?

Мы уже знаем, что искусствовед С.И.Побожий нашел в архивах новые адреса проживания после разрыва с Львом Бразолем. Именно на основании адресов, найденных в адресных книгах Петербурга, был сделан вывод о разрыве – с 1904 года они живут раздельно. В 1904-1906 годах Юлия живет на Васильевском острове в 8 линии, дом 33, кв. 10, а с 1906 года в Финляндии в Муста-Мяки – это было популярное место отдыха петербургской интеллигенции. В 1914 году в адресных книгах «Весь Петербург» имеются имена Льва Бразоля, Бориса Львовича Бразоля и Сергея Евгеньевича Бразоля (это брат Льва), а Юлии Бразоль нет. Где жил Александр Леонтьев в эти годы – неизвестно!

Бразоль-Леонтьєва Ю.М. “Алжир”, 1914

Однако в Санкт-Петербурге Юлия появляется и участвует в выставках Первого дамского художественного кружка и Санкт-Петербургского общества художников вплоть до 1914 года (в возрасте 58 лет). Например, в 1908 году она выставляет этюды, написанные во время путешествий по Северной Африке (Тунис, Алжир) и Италии, а также Сингапура. В 1910 году в Санкт-Петербурге прошла ее первая персональная выставка, к которой был издан каталог с портретом Юлии Николаевны Бразоль на обложке. Из каталога мы видим, что выставка 54-летней художницы была огромной: было выставлено 214 картин, 37 скульптур и 550 экспонатов этнографической коллекции (кроме вышивок самой Ю.Бразоль в эту коллекцию входили русские платки, сарафаны, гобелены и вышывки, украинские плахты, глечики, старинное оружие, турецкие трубки и кувшины, туниские трубки и зеркала, китайские идолы, бронзовые триножники, предметы японского быта… – сколько это стоило?). Кроме натюрмортов (конечно, с грибами!) и пейзажей родной украинской природы, крымских марин и финских болот, здесь были выставлены работы, сделанные за пределами Российской империи. Причем, это не фантазии – пейзажи она писала на пленэре.

Сразу замечу: в 1910 году она по-прежнему Бразоль, но путешествует с Леонтьевым. Как ей это удавалось? И кто финансировал эти поездки? И куда делись экспонаты огромной коллекции? На эти вопросы ответов нет, можно только строить гипотетические предположения. Ну что ж, попытаюсь это сделать!

Бразоль-Леонтьєва Ю.М. “Італія”, 1910-і

Италия, Германия, Турция, Греция, Палестина, Северная Африка, Сингапур, Сибирь, Манчжурия, Китай, Япония… И все эти маршруты были охвачены буквально за шесть лет! Это же весьма дорогостоящие путешествия! А Леонтьев миллионером не был, ну и Юлия не была Айвазовским! Стоп! А кто финансировал Айвазовского? Главный морской штаб Российской империи! А Леонтьев был морским офицером. Ага, и Морское ведомство финансировало гражданскую жену своего офицера?

Вернемся в 1904 год – это год начала русско-японской войны. Совершим небольшой исторический экскурс с помощью вездесущей Википедии:

«Русско-японская война (9 февраля 1904 – 5 сентября 1905) – война между Российской и Японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. После перерыва в несколько десятков лет стала первой большой войной с применением новейшего оружия: дальнобойной артиллерии, броненосцев, миноносцев. На первом месте во всей русской политике первой половины царствования императора Николая II стояли вопросы Дальнего Востока — «большая азиатская программа»: во время своей встречи в Ревеле с императором Вильгельмом II русский самодержец прямо сказал, что рассматривает укрепление и усиление влияния России в Восточной Азии как задачу именно своего правления. Основным препятствием к русскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, неизбежное столкновение с которой Николай II предвидел и готовился к нему как в дипломатическом, так и в военном отношении (сделано было немало: соглашение с Австрией и улучшение отношений с Германией обеспечивало русский тыл; постройка Сибирской дороги и усиление флота обеспечивали материальную возможность борьбы), однако в русских правительственных кругах была сильна и надежда на то, что страх перед силой России удержит Японию от прямого нападения.

После реставрации Мэйдзи в 1868 году, проведя масштабную модернизацию экономики страны, Япония к середине 1890-х годов перешла к политике внешней экспансии, в первую очередь в географически близкой Корее. Натолкнувшись на сопротивление Китая, Япония в ходе японо-китайской войны (1894—1895) нанесла Китаю сокрушительное поражение. Симоносекский договор, подписанный по итогам войны, зафиксировал отказ Китая от всех прав на Корею и передачу Японии ряда территорий, включая Ляодунский полуостров и Маньчжурию. Эти достижения Японии резко увеличивали ее мощь и влияние, что не отвечало интересам европейских держав, поэтому Германия, Россия и Франция добились изменения этих условий: предпринятая с участием России тройственная интервенция привела к отказу Японии от Ляодунского полуострова, а затем и к передаче его в 1898 году России в арендное пользование. Осознание того, что Россия фактически отобрала у Японии захваченный в ходе войны Ляодунский полуостров, привело к новой волне милитаризации Японии, на этот раз направленной против России.

Бразоль-Леонтьєва Ю.М. “Сінгапур”, 1904

В 1903 году спор из-за русских лесных концессий в Корее и продолжающегося русского освоения Маньчжурии привел к резкому обострению русско-японских отношений. Несмотря на слабость российского военного присутствия на Дальнем Востоке, Николай II не пошел на уступки, так как для России ситуация, по его мнению, была принципиальна: решался вопрос о выходе к незамерзающим морям, о преобладании на огромной территории относительно слабо заселенных просторах Маньчжурии. Япония стремилась к полному своему господству в Корее и требовала, чтобы Россия очистила Маньчжурию. По мнению исследователя царствования императора Николая II профессора С.С.Ольденбурга, избежать борьбы с Японией Россия могла лишь ценой капитуляции и своего самоустранения с Дальнего Востока, и никакие частичные уступки, которых было сделано немало (в том числе задержка отправления подкреплений в Маньчжурию), не смогли не только предотвратить, но даже отсрочить решение Японии начать войну с Россией, в которой Япония и по существу, и по форме стала нападающей стороной. В октябре 1901 года Николай II говорил принцу Генриху: «Столкновение неизбежно; но надеюсь, что оно произойдет не ранее, чем через четыре года — тогда у нас будет преобладание на море. Это — наш основной интерес».

В конце декабря 1903 года Главный штаб в докладной записке Николаю II обобщил всю поступившую разведывательную информацию: из нее следовало, что Япония полностью завершила подготовку к войне и ждет лишь удобного случая для атаки. Кроме реальных доказательств неизбежности войны, русская военная разведка смогла установить и практически точную дату ее начала. Однако никаких экстренных мер со стороны Николая II и его окружения так и не последовало. Нерешительность высших должностных лиц привела к тому, что ни один из планов подготовки кампании против дальневосточного соседа, составленных А.Н.Куропаткиным, Е.И.Алексеевым и Главным морским штабом, не был осуществлен до конца. Внезапное, без официального объявления войны, нападение японского флота на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура в ночь на 9 февраля 1904 года привело к выводу из строя нескольких сильнейших кораблей русской эскадры и обеспечило беспрепятственную высадку японских войск в Корее в феврале 1904 года. В мае, использовав бездействие русского командования, японцы провели высадку своих войск на Квантунский полуостров и перерезали железнодорожное сообщение Порт-Артура с Россией. Осада Порт-Артура была начата японскими войсками уже к началу августа 1904 года, а 2 января 1905 года гарнизон крепости был принужден к сдаче. Остатки русской эскадры в Порт-Артуре были потоплены осадной артиллерией японцев либо взорваны собственными экипажами. В феврале 1905 года японцы заставили отступить русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а 27 мая 1905 — 28 мая 1905 года в Цусимском сражении нанесли поражение русской эскадре.”

Бразоль-Леонтьєва Ю.М. “На паперті”, 1900-і

Добавлю к этой информации список работ Ю.Бразоль из каталога с весьма красноречивыми названиями: «Сибирь», «За Байкалом», «Маньчжурия», «На Хингане», «Дальний», «Кумирии близ Дальнего», «Кумирия Си-ши-инг», «Крыша кумирни», «Порт-Артур», «Мукден», «Китаянка-нищенка», «Китаец», «Рисовые поля», «Джонка», «Япония», «Нагасаки».

Следзінський В.О. “Портрет Юлії Бразоль”, 1881

Видимо, первое путешествие немолодая барынька с мольбертом совершила в условиях войны в 1904 году, можно сказать в «горячие точки планеты», а конечной целью был Порт-Артур. И эту гипотезу подтверждает работа Ю.Бразоль 1905 года – бюст адмирала С.О.Макарова, который возглавлял военную разведку на Дальнем Востоке, кроме того, он был назначен 1 (14) февраля 1904 года командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. С.Макаров погиб 31.03(13.04).1904 при подрыве на японской мине эскадренного броненосца «Петропавловск». В этот короткий промежуток времени адмирал нашел время для позирования малоизвестной художнице? Или она была ему известна? Возможно, не как художница и не как спутница капитана первого ранга А.Леонтьева, а скорее, как коллега!

Советский разведчик Рудольф Иванович Абель был художником. В фильме «Шпионский мост» есть интересные моменты, когда Абель рисует в месте обмена секретной информацией, а потом, когда его арестовывают в его квартире, он удачно уничтожает листик с шифровкой благодаря палитре с разведенными на ней красками. Непременно посмотрите этот фильм!

«Шпио́нский мост» (Bridge of Spies) – режисер Стивен Спилберг,  сценарий Мэтта Чармана и братьев Коэнов. Главные роли исполнили Том Хэнкс и Марк Райлэнс. Премьера в США состоялась 16 октября 2015 года.

Бразоль-Леонтьєва Ю.М. “Неаполь”, 1910-і

Юлия Бразоль была художницей, которая много путешествовала. И наша героиня умело пользовалась прикрытием художественной деятельности, и только один раз она чуть не провалилась – это произошло в Японии, и она этот случай вспоминает, но уже в Лебедине в 1918 году. В статье о ее выставке в «Земских известиях» Лебедина за 1918 год читаем: «На выставке г-жи Бразоль-Леонтьевой господствовал пейзаж… Перед нами родные, близкие нам виды… мы видим Крым, Константинополь, Архипелаг, Сирию, многочисленные виды Иерусалима, Эфес и его развалины, Смирну, окресности Рима, Алжир, Карфаген, Суэц, Цейлон и Сингапур, Пурт-Артур. Еще несколько японских этюдов, за рисование которых автора едва не упрятали в тюрьму…» (Картинная выставка в г.Лебедине в здании мужской гимназии Ю.Н.Бразоль-Леонтьевой//Земские известия (Лебедин). – 1918 – 22 (9) августа, №35, с.3-4 и 24(11) августа, №36, с.3).

Арестовали по подозрению в шпионаже, но потом отпустили? Может, методы работы Юлии Бразоль впоследствии использовал Рудольф Абель, и не только он?

Мы можем проследить маршруты агента (разведчицы-нелегалки) российской разведки по работам Юлии Бразоль-Леонтьевой-Добросельской-Заславской: с одной стороны – Дальний Восток, с другой – Ближний Восток. Можно сказать, охвачены два важных региона, куда стремились и Россия, и Великобритания, и Франция с их имперскими амбициями. А странствующая барынька с мольбертом наперевес могла отлично послужить на благо своей отчизне.

Бразоль-Леонтьєва Ю.М. “Гриби”, 1909

Бразоль-Леонтьєва Ю.М. “Полуниця”, 1916

Добавлю интригующую информацию о младшем сыне Юлии Бразоль – Борисе Львовиче Бразоле, о котором можно написать отдельное исследование как о весьма многогранной, деятельной и противоречивой личности (юрист-криминолог, литературный критик, издатель и писатель, основатель и председатель Общества имени Пушкина в Америке, ярый борец с коммунизмом и сионизмом, посвятивший свою жизнь борьбе за реставрацию монархии) – краткий обзор его жизненного пути описан в «Новом Журнале» (США), №281 за 2015 год. В 1916 году Б.Л.Бразоль вошел в состав правительственной комиссии России по переговорам с Британией о военном займе. В результате переговоров, к которым Борис Львович имел самое непосредственное отношение, Россия получила 600 млн. долларов на приобретение в Америке военного сырья и оборудования. По получении денег на счета министерств в том же 1916 году Б.Л.Бразоль отправился на службу в Нью-Йорк в качестве юрисконсульта англо-российской комиссии по военным закупкам. После Февральской революции Бразоль подал в отставку и был принят на службу в Военно-торговую палату США, а на следующий год в Военно-разведывательное управление.

©Наталия Коган, журналист, писатель
Тайна Юлии Бразоль: шпионская версия

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Будь ласка, введіть ваш коментар!
Будь ласка, введіть ваше ім'я тут