Щоденник окупації міста Лебедина. Частина #6

0
1214

БОРИС КУЗЬМИЧ РУДНЄВ

08.10.42 г. Мороз – 12 градусов. Пришлось вылить воду из отопительной системы Музея, т.к. не завезли топлива. Я, отчасти, и рад этому. А то была бы вечная угроза катастрофы в случае, если замерзли бы батареи.

12.10.42 г. Вчера произошло некое событие, могущее иметь для моей семьи самые неприятные последствия. Это была годовщина вступления немцев в Лебедин. По этому случаю было назначено торжественное собрание с участием Ахтырской комендатуры. Были объявлены премии человек 60 – 80 в размере месячного и полумесячного жалования. В число этих лиц попал и я. Объявлена мне награда в размере полумесячного жалования «за сохранение Музея». После торжественного заседания был спектакль «Шельменко  Денщик» и  ужин с выпивкой.

Я с трудом высидел два действия и сбежал от дальнейшей игры «артистов» и, конечно, от ужина. Мороз был 15 градусов.

19.11.42 г. Расчищают аэродром. Как жаль, что его не уничтожили. Установился санный путь.

08.12.42 г. Арестовали Потужного за какие-то мошенничества. Чего не хватало этому человеку?

1943

01.01.43 г. Новый год! Что хорошего принесет он бедной стране? Вероятно  ничего. Войны конца не видно и вместе с этим не видно конца дикостям и лишениям.

Этот Потужный, бывший начальник финансового отдела, оказался самым беззастенчивым спекулянтом. Какой-то проезжей немецкой части он реквизировал без ведома местной комендатуры, несколько голов коров, за что получил 2 тонны соли. Одну тонну он сдал кооперации, а другую сдал в частный магазин Рогаля на комиссию. Всплыли еще другие его «комбинации» с поездками автомашины в Харьков. После его разоблачения торговля Рогаля сразу поутихла.

17.01.43 г.  Идя домой из Музея, зашел в немецкий ресторан. Там мне сообщил Ф.М. печальные сведения: оказывается, что наш М. нисколько не лучше предыдущего. Те же грабежи продуктов и прочее. Например, было выписано 15 м материи  для спецовок персоналу ресторана  по 320 руб. за метр, и все эти 15 м были отданы одной гражданке, которую он (по словам Ф.М.) приблизил к себе. Затем еще на днях была какая-то махинация с самогоном, который возился в Харьков (60 литров). От всего этого можно прийти в отчаяние. Неужели прав Розенберг, который давая оценку  русским, сказал, что его поражает «удивительная нечестность этого народа». Что же! Наше молодое поколение – продукт воспитания последних двадцати лет. Я был бы рад, если бы я ошибался!

24.01.43 г. В городе очень тревожное настроение. Вчера или позавчера были сброшены листовки с аэроплана, содержание мне не известно, а вчера в городе были прибиты какие – то воззвания, может это те же листовки.  Кроме того, кто-то пустил слух о том, что сегодня либо завтра предстоит столкновение земли с какой-то кометой. И ведь есть же люди, которых это встревожило не на шутку. Два лица приходили за справками по этому поводу в Музей – возможно ли это? Появлению этих слухов способствовало, вероятно, падение болида (метеорита) с месяц или полтора назад. Болид упал где-то в окрестностях Лебедина в 8 ч. 30 мин. вечера.  Он был одновременно  виден и на Боромле и в Сумах. Свет от него был чрезвычайно яркий и продолжительный.

Наконец-таки запретили вольную продажу самогона. Какое это зло и безобразие.

25.01.43 г. Сегодня неожиданный мороз – 24 градуса. Позвали меня в качестве понятого присутствовать при вскрытии коморы с вещами Воликов.  Какое основание делать это – совершенно непонятно. Волики не эвакуировались, они давно не живут в Лебедине. А.Н. Волик служит бухгалтером какого-то комбината в Люботине. Дом свой они сдали в аренду. Налоги все уплачены и какое кому дело до ихнего имущества, охрана которого поручена их соседям.

Слесарь Бубон, после безуспешных усилий открыть замок отмычками, сбил зубилом крышку замка и все вошли в комнату – в ней оказались хозяйственные вещи почти все старые. Завтра приступят к их описи. Через несколько дней начнут разбирать и они неизвестно куда денутся. В этом я вполне уверен. Нет, с такими порядками мы далеко не уедем.

29.01.43 г. 27-го в 7:30 вечера послышались звуки моторов самолетов, а спустя несколько минут отдаленные звуки взрывов. Как оказалось было сброшено несколько бомб возле с. Червленое в 300 – 400 метрах от моста по направлению к кургану. Город полон нелепых слухов. Как я предполагал, так и оказалось: сегодня уже стали забирать имущество Воликов для  каких – то немецких военных чинов.

02.02.43 г. Опять наступают неприятные, нервные минуты от которых порою можно прийти в отчаяние. Когда же все кончится?!  Конечно, я не вижу хороших перспектив от немецкого господства на Украине, т.к. немцы сделают из нее только  подсобную колонию для своего государства, для благополучия своей расы. Я того мнения, что Украине лучше развиваться в союзе с Москвой, или вернее с русским государством. В  данном случае очень важно – общность религии, которые ничем вытравить невозможно, а также то, что украинец без труда понимает русскую речь и наоборот. Вот это, разумеется, было бы хорошо, если бы не было нашей дикости вроде «ежовщины», когда искали и видели преступления, где их вовсе не было. Удастся ли мне снова сохранить порученное мне ценное художественное имущество? А что если будет общая эвакуация?! Я страстно желаю, чтобы оно осталось на месте, кто бы ни был в Лебедине. Раз будет существовать город, оно ему нужно. Очень жаль, что я страшно ослабел физически – смогу ли я опять начать игру в прятки. Жаль, что сейчас нельзя ничего закопать.

03.02.43 г. Сегодня большое, неприятное оживление в городе. Стоят и снуют какие-то большие немецкие машины. Все они тщательно укутаны  брезентом. В них какое-то  имущество. Снова запахло прифронтовой полосой.  Чем все это окончится?  И за что все эти муки? И что родится в конце концов из этих мук. Возвращаясь домой, видел такую картину: рабочие крючьями сдирали со стен 4-й школы и бывшего Нарсуда дождевые трубы.  Городской техник, руководивший этой операцией, разъяснил мне, что последовало распоряжение доставить в военный городок 6 тысяч метров железных труб  для каких – то надобностей. Что же будет со зданиями, когда начнут таять снега на крышах?

Сегодня все музыкальные передачи по радио явно носят траурный характер – передавали Бетховена «на смерть» и др. траурные марши. Передавалась и ироническая музыка «увертюра Тангейзер» и др. Я полагаю, что все это в связи с гибелью 6-й армии в Сталинграде. Удивительно, как это немцы допустили отрезать ее от других частей? Да и под Воронежем что-то не благополучно.

04.02.43 г. Вчера и сегодня возился с настройкой в Народном доме. Машинная суета в городе как бы притихла. Надолго ли?

05.02.43 г. Дела у немцев по-видимому неважны. Сегодняшнее сообщение  по радио говорит о сражениях возле Оскола, а это уже в ста верстах от Харькова. «От великого до смешного – один шаг» сказал, кажется Наполеон. Я же скажу – все, что ни делается – все к лучшему. Бедная, многострадальная родина, что ты претерпеваешь и какой буде твой жребий?!

06.02.43 г. Положение остается все таким же неопределенным и тревожным. Рука моя болит все сильнее. Начал пить йод. Ну как не прийти  в отчаяние от таких фактов? Можно сказать, что только открыли столовку на лесопильном заводе и уже обслуживающий персонал начал воровать!

Повариха и ее помощница начали уменьшать объем порций, а полученную экономию таскать домой. Сообщила мне эти сведения наша хорошая знакомая М.И.Д. учительница, поступившая туда на работу можно сказать,  из – за  куска хлеба и которая, благодаря этим плутням остается после тяжелой работы совершенно голодной. Ну что за поколение выросло за эти 25 лет?!

10.02.43 г. Дела у немцев неважные. Я полагаю, что они не удержатся на Украине. Какие дикости не устраивала власть на местах, все же я предпочитаю своих, во имя спасения славянской культуры. Не надо обманываться – все те «поблажки», которые дали немцы – это декорация, за которой, если они победят, пойдет самое яркое онемечивание.

Вчера опять приступил к спасению самых ценных экспонатов.

11.02.43 г.  Настроение в городе очень тревожное. Вчера в городе было много пьяных немецких офицеров и мадьярских солдат. Один из них безобразничал в столовой  и раскачивался на стуле, пока не обломал задних ножек и не растянулся на спине. Самогон пил стаканами. В городе масса бумажных немецких марок и цена на все начала ползти вверх. По радио сообщают неверные сведения. Все это указывает, что приближается фронт.

13.02.43 г.  Вчера в городе было более спокойно, чем сегодня.  Говорят, что разоружают нашу полицию. Возможно, что немцы не доверяют ей. Полиция не на высоте своего положения. В ней много жулья. И откуда они набрались? Вчера удалось купить 150 кг. картофеля. Теперь достать бы сена. Идя на службу встретил В.С. Он собирается уехать. Вот поистине «…века сего». Бесцеремонный напористый малый, приобретатель. Мне передавал кто-то, что бургомистр М. назвал его «верхоглядом». Нет! Нет! И Нет! – такие люди не устроители общества, а его разлагатели.

Продовження наступного тижня…

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Будь ласка, введіть ваш коментар!
Будь ласка, введіть ваше ім'я тут