«Михайловка» – усадьба графа А.В. Капниста, журналъ «Столица и усадьба», 1916 г. (окончание)

0
404

(Зережено мову та орфоргафію оригіналу)

… початок на сайті від 17 березня 2018 р.

Какъ и когда образовалась нынешняя усадьба?

Наименованная по первому владетелю, полковнику Михаилу Васильевичу, но, собственно, основанная Полуботками, усадьба лишь при Иваненкахъ стала застраиваться. Перенесенный домъ Полуботка послужилъ основаниемъ для нынешняго. Средняя часть дома была позже посредине украшена четырехколонными портиками, выходящими по обе стороны дома къ подьезду и въ садъ. Въ 1808 году была достроена церковь братомъ Иваненки Александромъ Григорьевичемъ, после смерти мужа Коробовской, Андрея Григорьевича. Тогда же, вероятно, возникла колоннада дома. Ограда съ воротами, ротонда и домъ, где ныне живет графиня В.В. Капнистъ (рожденная княжна Репнина). Впрочемъ, этотъ домикъ могъ быть построенъ и несколько позже. Иконостасъ въ церкви тоже не ранее 1808 г., но и не позже 1833 годовъ.

Такимъ образомъ, вся застройка (позднія оранжереи, беседка деревянная въ верхнемъ парке) произошла, собственно, въ періодъ первой четверти ХІХ столетія, причемъ самыми поздними сооруженіями будутъ достройки главнаго дома справа (безусловно 30 –ые годы) и слева (залъ).

Имена зодчихъ, по обыкновенію, преданы забвенію. Известны фамиліи основателей,  даже прислуги,  а имена техъ, кто проектировалъ, напр., прелестную беседку, неизвестны. Одно можно сказать, что большое имя столичнаго мастера едва-ли здесь имеетъ место. Ни Гваренги, ни даже Менэласъ (строитель Яготина), не повинны въ сооруженіи Михайловскихъ зданій. Но образцы были хорошіе; быть можетъ архитекторъ изъ Полтавы или Харькова (вспомнимъ прелестные дома на Круглой Площади въ Полтаве, Дворянское Собраные, два дома Губернатора; въ Харькове – университетъ, гимназія и многіе особняки) былъ строителемъ усадьбы. Напримеръ, разсматривая детали, особенно приходишь къ такому заключенію: львы на воротахъ, профили карнизовъ, а особенно, базы колонъ – совсемъ «провинциальны».

Итакъ, современный большой домъ въ «Михайловке» состоитъ какъ бы изъ несколькихъ склеенныхъ (и притомъ нельзя сказать, чтобы особенно удачно) частей: средняя съ портикомъ на обе стороны дома – старейшая и лучшая. Парныя коринфскія колонны чистыхъ линій. Карнизы правильны. Но вотъ даже и эта лучшая часть попорчена балкономъ, устроеннымъ на второмъ этаже, перерезавшемъ линіи колоннъ.

Фасадъ со стороны подьезда – одноэтажный, и наличники  оконъ довольно изящны, тонки и по профилю и, особенно, кронштейнами. Симпатичны тройныя окна. Къ сожаленію, оба крыла по сторонамъ портика неодинаковы. Въ левое врезался подьездъ, пристроенный сравнительно  недавно, вероятно уже графомъ А.В. или  В.А. Капнистомъ, и переместившій центръ дома отъ портика въ сторону зала. Снаружи архитектура была обычная, классическая. Правый корпусъ пріятенъ наличниками оконъ.

Со стороны сада – къ портику пристроена обширная терасса и лестница, очевидно, также поздняго происхожденія.

Правда, она очень уютна, защищаетъ отъ ветра, даетъ прохладу, но колоннаду сильно портитъ, даже, можно сказать, губитъ.

И балясины балюстрады и капители пилястръ на пилонахъ очень слабаго выполненія. Особенно капители: ихъ просто надо переделать, расширивъ пилястры. Въ нишахъ между ними хотелось бы видеть скульптурныя изображенія: ведь для того ниши и делаются.

Входъ въ домъ пристроенъ, какъ указывалось, и выдается огромнымъ тамбуромъ. Внутри прекрасны лишь цветы, которыми бываетъ заставлена вся лестница.

Изъ передней направо – залъ, двухсветный, большой, съ хорами, обходящими весь залъ кругомъ.

Въ зале, обставленномъ прекрасною белою и золотою мебелью (столики, скамейки, банкетки, стулья все – изъ дворца въ Хотени, бывш. графа Строганова) много интереснаго и, пожалуй, наиболее ценнаго въ доме.

Галлерея портретовъ гетмановъ и предковъ Капнистовъ – Иваненковъ, Полуботковъ, Коробовскихъ. Изъ портретовъ особенно важны и интересны: портретъ Павла Полуботка и его жены; последный  портретъ изображаетъ женщину въ нацыональномъ уборе; портреты гетмановъ Апостола, Иваненки,(портретъ раб. Молинари), кн. Долгорукаго, княгини Долгорукой, рожденной Коробовской, по первому браку, Иваненко, Миклашевской  (дочери Полуботка) и мужа ея. Портреты невелики по размеру, въ хорошихъ, хотя позднейшихъ  рамахъ. Не плохи вазы, канделябры Николаевской эпохи и картина «Св. Себастыан». Печи кафельныя, гладкыя, с прелестной обводной рамочкой въ стиле Louis XVI.

Розфарбоване чорно-біле фото оригіналу

 Въ столовой,  рядом съ заломъ, хороша люстра до – Петровскаго времени.

Далее гостиная, въ которой вся мебель изъ Яготина. Поразительно уютны большыя, немного забавной формы, кресла. Здесь отметить можно канделябры черной бронзы, вазы фарфоровыя. Николаевскаго завода, «головки» Греза, отличный портретъ Buonvicino. Moretti di Brescia.

Въ другой гостиной (портретной), въ библиотеке, въ кабинете рядомъ съ нею много чудесныхъ и даже редчайшихъ образцовъ мебели начала XIX столетыя – краснаго дерева, карельской березы: банкетки со стрелами въ спинкахъ, письменный столъ, диванъ  съ чудной инкрустацыей, marguetrie, шкафчикъ Empire. Здесь портреты раб. Боровиковскаго, Молинари, Левицкаго. Хорошъ портретъ князя Репнина (генералъ – губернатора), писанный въ 1825 году. Прекрасные часы (съ лирой) изъ Хотеньскаго дворца. Несколько часовъ въ другихъ комнатахъ въ стиле Людовика XVI и даже более раннихъ: конца первой половины XVIІІ столетыя. Въ спальне поражающей красоты кровать карельской березы  (изъ Хотени) съ отлично выполненными сфинксами (подъ ножками кровати), здесь же стулья и кресла изъ Хотеньскаго дворца, буквально преданнаго расхищеныю и забвеныю за последнее время.

Рядомъ, въ кабинете графа очень красивое бюро, шкафъ съ отличной колоннадой, вставленной въ верхнюю нишу: бронзовыя украшенія на дверцахъ и замочныхъ скважинахъ бюро очаровательны.

Еще надо отметить въ доме графа Капниста чудесные ковры – украинскіе, старинные. Венки розъ, лиры, букеты цветовъ на черномъ и беломъ фонахъ, гирлянды виноградныхъ ветокъ усыпаютъ эти ковры.

На каминахъ вазы – есть очаровательные экземпляры. Въ каминахъ замечательны редкостныя решетки въ виде вазочекъ – въ стиле Людовика XVI.

Большую часть (почти всю) мебели составляютъ пріобретенія недавнія графа А.В. Капниста и его супруги. Такъ, вся мебель изъ Хотени пріобретена несколько летъ тому назадъ, но ковры есть и новые (мастерской  Якунчиковой и Давыдовой, какъ известно, по стариннымъ оригиналамъ, создающей чудесные  новые экземпляры – копіи).

                                 Розфарбоване чорно-біле фото оригіналу

Картины въ доме собраны были дедомь и частью отцомъ нынешняго владетеля дома. Итальянской, голландской и фламандской школъ (Рубенса (?) «Пророкъ Илья») живописи полотна разсеяны по всему дому, причемъ есть несколько ценныхъ и въ доме графини В.В. Капнистъ. Итальянцы XVIІ и XVІІI вековъ, (Пуссэнъ) перспективисты – Бибіена, Панини, Гварди и даже Веронезъ (?) изъ Славгородка кн. Голицыной.

Выйдя изъ главнаго дома, минуемъ постройки въ саду и близъ церкви и прежде всего посетимъ домъ, въ которомъ живетъ графиня В.В. Капнистъ (родъ флигеля, но за оградой усадьбы; это какъ бы  бывшій домъ управляющаго).

Со стороны улицы домъ украшенъ четырех – колоннымъ  портикомъ, къ сожаленію, тоже слегка попорченнымъ террасой, устроенной на уровне перваго этажа. Удивительно мало уваженія у потомковъ къ колонне! Но, быть можетъ, здесь такой  балконъ и былъ сделанъ сразу, при постройке?

Въ главномъ же доме да и во многихъ лучшихъ усадьбахъ Малороссіи – въ Пануровке, Очкине перерезаны безжалостно колонны, и вставлены между ними балясины. Въ некоторыхъ случаяхъ это бываетъ естественно и такъ скомпановано архитекторомъ (Алексеевка, Бездрикъ, Сосновка); въ данномъ – допустима терраса, но лучше бы ея не было; въ Очкине же терраса, среди колоннъ, возмутительна.

Такъ наглядно это видно, если обойти описываемый Михайловскій флигель кругомъ и взглянуть на другой фасадъ, который не имеетъ  террасы, а просто съ высоты перваго этажа спускаются ступени лестницы.

Въ доме мила внутренняя  лестница (стены оранжевыя съ белымъ) съ развешанными по стенамъ голландскими гравюрами: виды Дрездена, Венеціи и другихъ городовъ.

Въ комнатахъ хорошіе предметы; особенно примечательна витрина съ граматами и съ медалями. Къ сожаленію, стиль готики не особенно подходитъ къ эпохе и сюжету хранящагося въ витрине. Изъ бронзы – отметимъ часы, работы Chefdrue, прелестной композиціи. Мебель – жакобъ.

Кроме двухъ домовъ и церкви, въ Михайловке надо отметить еще несколько отличныхъ построекъ.

Прежде всего близъ церкви, со стороны алтаря две часовни по угламъ церковной усадьбы – времени построенія церкви; это – две прелестныя ротонды съ шестью колоннами, разделенными небольшими пилонами. Крутые купола покрываютъ ротонды и увенчиваются яблоками безъ крестовъ. Окруженныя зеленью, обе часовни эти  чрезвычайно живописны. Между ними недавно выстроенъ склепъ въ стиле, отвечающемъ  часовенкамъ, но какъ то суше и острее вышли все линіи его.

На половине разстоянія между церковью и домомъ – чудная беседка на возвышеніи. Шесть колоннъ (по три) спереди, и глухая стена сзади образуютъ его. Куполъ увенчанъ продолговатымъ шаромъ. Беседка на фоне деревьевъ прелестна.

Церковъ, менее интересная снаружи (хотя ея формы правильны, классичны) особенно хороша внутри. Здесь пышный иконостасъ въ поздней Николаевской классике. Есть и остатки иконостаса  конца  XVІI века (барокко); иконы 1760 года. Но особенно хороша церковь, если смотреть на нее отъ входныхъ дверей (къ сожаленію, фотографія  наша не передастъ этого эффекта), когда на первомъ плане видна огромная арка съ росписью, украшеніями и государственнымъ орломъ наверху, а вдали иконостасъ въ виде ротонды, также поставленною подъ аркою. Арка покоится на пилонахъ, образованныхъ тоненькими колонками.

Въ парке (въ верхнейего части) необходимо посетить беседочку. Она какъ будто въ китайскомъ стиле; изъ нея открывается чудесный видъ на долину. Другая беседка обращена въ сторону дома. Сидя на скамейке, въ раме тоненькихъ деревянныхъ колонокъ, образующихъ эту прелестную по выполненію беседочку, можно долго, долго любоваться чуднымъ пейзажемъ, открывающимся внизу подъ горой. Темная густая зелень деревьевъ парка – вблизи; белеютъ колонны дома, ротондъ, часовенъ; потомъ ограда, убегающая внизъ къ реке; сверкають изгибы ея прозрачныхъ водъ, а дальше  – луга, луга, луга…  На горизонте синяя кайма холмовъ замыкаетъ прелестной музыкальностью своей пейзажъ. Долго можно просидеть въ беседке этой на горе. Мечты и воспоминанія, по ассоціаціи. – другіе схожие виды встаютъ въ воображеніи, многое множество другихъ усадебъ вырисовывается отчетливее и отчетливее, и вотъ становиться очевиднымъ. Сколько усадебъ, сколько силы, фантазіи, энергіи. Средствъ, уменія, культуры вкуса – вылилось въ одно время и составило въ Россіи такую эпоху.

Многія мысли, сравненія напрашиваются при виде того, сколько уменія проявили люди, поставить здесь хотя бы эту беседочку, – но солнце близко уже къ синей полосе холма, прохлада спускается на землю, и вотъ доносится звукъ гонга: зовутъ къ обеду…

Соединеніе лишь отличной, первоклассной старины съ современнымъ комфортомъ – таковъ девизъ Михайловки, и такое явленные – исключеніе на фоне многихъ печальныхъ факторовъ въ усадебной жизни Россіи вообще, и Харьковской губерніи въ частности.

                                                                          Георгій Лукомскій

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Войти с помощью: 
Будь ласка, введіть ваш коментар!
Будь ласка, введіть ваше ім'я тут